Россия всегда славилась своими учеными. Русские мозги ряд экспертов называют лучшими в мире. Лихолетье 90-х годов сильно ударило по нашей науке. Новым собственникам наука была ни к чему, надо было быстрее прибирать к рукам заводы, фабрики, пароходы. В научно-исследовательских институтах их интересовали только помещения, которые надо было срочно приватизировать.
Сегодня положение выправляется. Сделали эффективные препараты от ковида, ведутся серьезные исследования в области термоядерной физики, чтобы получить в недалеком будущем практически неиссякаемый источник энергии. Идет развитие робототехники как для военных, так и гражданских целей. Заметно продвижение в области микроэлектроники, создании отечественных программных средств. Немало уже полезных и перспективных научных разработок и в биологии, и в сфере информационных технологий. Но и проблем здесь немало. Остановимся на ряде из них.
Известное изречение М. Тэтчер: «Нация, которая пренебрегает своей наукой, обречена» является серьезным поводом задуматься о перспективах экономического развития нашей страны.
Интеллектуальные ресурсы являются в современном мире основным фактором устойчивого развития экономики, её конкурентоспособности.
Серьезную угрозу интеллектуальному будущему России представляет процесс сокращения численности научных кадров. Невысокая престижность интеллектуальной деятельности, вечная погоня за грантами вместо стабильного финансирования – таковы реалии, характеризующие состояние современного российского общества. Количество ученых в России с 1990 года сократилось в три раза. Прогнозы относительно будущего отечественной науки не очень оптимистичны: численность персонала, занятого исследованиями и разработками, будет сокращаться.
Продолжает оставаться высоким отток интеллектуальных ресурсов из отечественной науки. Этот процесс интеллектуальной миграции можно разделить на два типа: внутренний и внешний. Если говорить о внутренней миграции, то основной поток научных кадров направлен в бизнес, частное предпринимательство и государственные структуры, где особенно нужны люди с хорошим образованием. Немногие среди выпускников российских вузов планируют работать в науке и образовании.
Что касается внешней миграции, или так называемой «утечки умов», то на протяжении последних десятилетий основными потребителями российских умов являются США. На их долю приходится около 30% эмигрировавших специалистов, на Германию порядка 20% российских ученых. В Израиле около 40% от общего числа ученых составляют граждане РФ. География российской интеллектуальной миграции постоянно расширяется. В последнее время большую заинтересованность в наших научных кадрах демонстрируют страны Востока. Так, например, немало российских ученых в области атомной физики работает в Иране, Китае и Южной Корее.
Современная интеллектуальная миграция в значительной мере омолодилась, она представлена выпускниками российских вузов. Страну ежегодно покидает до 10% выпускников российских вузов. Прежде всего, этот процесс затрагивает технические факультеты лучших вузов страны – МФТИ, МГУ, МИФИ. За последние десять лет ежегодно около 15% выпускников Московского физико-технического института покидают нашу страну, получая гранты и стипендии за границей.
Развитие Интернета и появление электронных денег как неотъемлемых элементов процесса глобализации оказали существенное влияние на изменение физической природы «утечки мозгов». Все большую популярность приобретает новая форма интеллектуальной миграции – благодаря новым технологиям, доставлять интеллектуальный продукт зарубежному заказчику теперь можно, не покидая пределов страны, отправляя готовые задания по электронной почте и получая гонорары с помощью «электронных» денег.
Россия, теряя интеллектуальные ресурсы, терпит громадные убытки. Эти убытки от внешней «утечки умов» достигают 20 миллиардов долларов в год. По утверждениям ряда экспертов, если бы Западная Европа и Америка в течение последних 30 лет самостоятельно обучали переехавших к ним на ПМЖ студентов и аспирантов, их университеты потратили бы около 1 триллиона долларов.
Лица, иммигрирующие в Россию, напротив, в абсолютной своей массе представляют низкоквалифицированную и потенциально деструктивную силу. Уже сейчас очевидна нарастающая острота проблемы, связанная с явным социальным, а, следовательно, и с интеллектуальным регрессом российского общества.
Вызывает опасения и возрастная проблема трудовых ресурсов. С одной стороны, размеры пенсий работников предприятий столь невысокие, что лица, достигшие предельного возраста, продолжают занимать рабочие места, затрудняя приток молодых специалистов. С другой стороны, резкое сокращение, а порой и полное отсутствие государственной финансовой поддержки учебных заведений среднего профессионально-технического звена обрекло их на выживание за счет собственных средств, почти ликвидировав подготовку специалистов технических специальностей.
Отсюда обостряется проблема преемственности поколений, как в науке, так и непосредственно в производственном звене, что, в свою очередь, грозит потерей перспективных технологий, накопленных в сфере производства продукции как гражданского, так и военного назначения.
Мировое образовательное пространство – это «поле битвы» за реальное мировое господство, так как очевидно, что лидерами будут не страны с самой развитой экономикой и промышленной базой, а с самым эффективным и качественным образованием и наукой. Именно наука и образование обеспечивают формирование и воспроизводство качественного человеческого потенциала.
Мировой «центр» будет и в дальнейшем стремиться к доминированию за счет поддержания пяти монополий: а) монополии новейших технологий (hi-tech и high hume); б) монополии на контроль за финансовыми потоками на глобальном уровне; в) монополии на доступ к природным ресурсам планеты; г) монополии на информацию и масс медиа; д) монополии на оружие массового уничтожения. Российская наука должна дать ответ на эти глобальные вызовы. И это в её силах.
М.Н. Сидоров